Что полезно математике?
Размышления о премиях Clay Millenium
Приблизительно в 2000 году, когда стало известно
о премиях фонда Клея за решение каждой из семи специально отобранных
знаменитых математических проблем, я встретил своего старого друга Артура
Джаффе - он был тогда президентом этого фонда - и
спросил его, зачем все это делается. Мне тогда казалось,
что назначение огромных (миллионных) премий - это, скорее, стиль шоу-бизнеса,
цель которого - привлечение внимания к тому или иному
предмету или человеку - любой ценой; а научная жизнь
должна избегать дешевой популяризации. Действительно,
думал я, неужели не ясно, что монетизация решения научных проблем,
а не сам
по себе научный интерес, не прибавит энтузиазма математику:
если он уже занимается гипотезой Римана или проблемой
Пуанкаре, то ему дополнительная приманка не нужна. И она же не привлечет серьезного математика ни к одной
из этих проблем, если он никогда ими не занимался и не является специалистом
в этих областях. На это Артур ответил решительно и
со знанием дела: Ты ничего не понимаешь в американской
жизни. Если чиновник, бизнесмен, домохозяйка увидят, что можно заработать
миллион, занимаясь всерьез математикой, то они своим детям, если те захотят
идти в математику, не будут препятствовать и не
будут настаивать на том, чтобы те шли в медицину, юриспруденцию и в другие
"денежные" профессии. Да и другие богачи будут охотнее
жертвовать на математику средства, которых нам так
не хватает. Этот ответ тогда меня отчасти убедил.
Правда, за время, прошедшее после этого,
я не стал лучше понимать американскую жизнь и стал значительно
хуже понимать российскую.
И вот одна из семи миллионных проблем - проблема Пуанкаре
- решена. Давайте вернемся к
тому же вопросу:
полезной ли для математики была затея о миллионах?
Заранее
скажу, что я все-таки вернулся к своему первоначальному мнению.
Как сказано выше, количество людей, занимавшихся проблемой Пуанкаре
и, наверное, другими из тех семи проблем, вряд ли изменилось после объявления
о премиях. Решивший проблему Г.Я. Перельман занимался ею и до этого.
Фонд Клея тут ни при чем. И другие математики, которые и сейчас еще претендуют на
ее решение, о которых я слышал, - тоже, скорее всего, занимались ею раньше.
Да и смешно думать, что кто-то из неспециалистов (даже математиков), услышав
о награде и решив поэтому заняться задачей имеет
хоть какой-нибудь шанс решить проблему такого уровня. Если
так, то ускорение прогресса в математике от финансовой стимуляции не произошло.
Само по себе решение проблемы, как и метод ее решения, являются
гигантским успехом математики, крупнейшим научным
достижением. Но в этом нет никакой заслуги фонда.
Замечу также, что ажиотаж вокруг этой и других шести проблем создает
в обществе неверное представление, потакающее избитым мнениям о математике,
будто математическая работа заключается
только в решении конкретных задач.1
Специалисту не надо объяснять, насколько это неверно. Открытие
новых областей и связей между ними, постановка новых проблем, разработка
и совершенствование аппарата, и пр., и пр. - все это
не менее важные и трудные вещи в нашей науке, без которых она не
может существовать.
Но можно ли вообще подобными методами повысить интерес общества
к математике и обеспечить приток молодежи в математику,
как планировалось организаторами премий? Не уверен.
Тут надо понимать, что тому, кто в науку влюблен
с юности, тому дополнительных инъекций
не надо. А тем, кто смотрит при выборе профессии и жизненных путей в первую
очередь на то, какие открываются возможности для нормальной, жизни, важен,
разумеется, не стимул в виде миллиона за недоступную задачу, а
совсем другое.
Что же касается интереса широких масс к математике, то тут он,
действительно, вспыхнул на некоторое время. Ни одна
газета и телевизионная компания не обошли сенсационную новость. С 20-х чисел
августа, когда вышли первые статьи в Нью-Йорк таймс и в
Нью-Йоркере, и до
начала сентября страсти не утихают. Сколько журналистов
обратилось в наш институт, к знакомым и мало знакомым математикам, с просьбой
об интервью и с расспросами о том, что это за проблема,
что она даст для повседневной жизни! Теперь хотя бы
имя А.Пуанкаре и, конечно, имя Г.Я.Перельмана стало
известно всем, да и о самой проблеме люди, интересующиеся наукой, смогли
хоть что-то узнать. Это так, и это было бы хорошо.
Но что же больше всего интересует людей
(не математиков)? Какие вопросы чаще всего звучат в этой многоголосице?
Так уж распорядилась судьба, что первое испытание инициативы
фонда Клея сопровождается непредвиденными трагикомедийными
обстоятельствами.
Можно сказать, что они вроде никак не связаны с планами
устроителей призов. Но кто знает, что связано, а что нет. Главный
вопрос, который больше всего интересует масс-медиа и широкую
публику,
вовсе не проблема, решение которой так долго ждали математики,
не то, что произойдет теперь в науке - это слишком трудно понять,
почти недоступно.
И даже не сама личность Я.Г.Перельмана.
("Чудак, математик, все они такие"). Нет.
Главный вопрос: "А почему он отказался от миллиона?"
Правда, после многих объяснений многие журналисты (не
все), а через них и публика, поняли, что пока был отказ от филдсовской медали,
а миллион еще только будет предлагаться. Тем не
менее подавляющее большинство комментариев, во всяком
случае, в русскоязычной прессе, касались только этого вопроса. И, к сожалению,
комментариев неумных и бестактных, и даже грубых. Все это заслоняет содержательную
сторону событий и мешает читателям понять истинную оценку события. И, разумеется,
с восторгом подхватываются самые неправдоподобные сплетни о том, что автора,
якобы, обидели, выгнали из института
и чуть ли не хотели присвоить результаты, и т.п. Например,
см. статью N.Lobastova & M.Hirst в Sunday Telegraph
20/08/06, или
статью в "Википедии" о Г.Я.Перельмане, которые, к
сожалению, рекомендуются читателям сайта
Международного математического союза.
Есть и другие, явно непредусмотренные, последствия
этой "миллионной" затеи. Вот одно из них. Как показывает нынешний
пример, у некоторых вполне серьезных математиков появляется соблазн затеять
дискуссию о приоритете, используя существующие и не существующие шероховатости.
Это делается профессионально, но трудно отделаться от мысли о
том, что цель этих действий не только разделить почет решения
трудной задачи, но и награду. Будем надеяться, что математическая
общественность, отвергнет эти претензии, но где гарантия,
что в менее очевидных случаях подобные попытки не будут иметь успех? На мой взгляд, весь этот ажиотаж и суета
свидетельствуют о том, что подобный способ
пропаганды математики ущербен и неприемлем, он не
популяризирует науку, а наоборот, вызывает
у людей недоумение или нездоровый интерес. И я не думаю,
что эти страсти объясняются только особенностями поведения
сегодняшнего героя, которые, конечно несколько обостряют
эти эмоции; дело глубже. Вопрос в том, нужен ли математике
такой площадный интерес? Был бы подобный резонанс,
если бы не было пышного объявления о премии Клея? Наверное,
нет. Решение Великой проблемы Ферма Вайлсом в 1996 году не вызвало такого
бума, и не потому, что проблема не столь значима, как проблема
Пуанкаре.
Объяснение состоит в том, что слишком тесно увязаны
мало совместимые вещи - серьезный научный результат и вылезающий на первый
план "миллион". В своем
кругу многие математики (П. Эрдеш, например) любили, ставя задачи, оценивать
их решение количеством бутылок пива, или в порциях мартини, или небольшим
числом долларов, и это было весело и безобидно. Французская академия когда-то
тоже назначала премии за решение конкретных математическихзадач, но это были сравнительно скромные премии, не объявлявшиеся
с такой помпой. Престижная Филдсовская медаль - прежде
всего медаль; параллельное и сравнительно скромное денежное вознаграждение
- где-то на втором плане, о нем никогда не говорят. И нобелевские, и абелевские
премии, при возможном дискуссионном отношении к их присуждениям,
вызывают в сознании у людей в первую очередь мысль обольших достижениях научного плана. Редкие
отказы от премий случались и ранее, и всегда имели авторскую мотивировку
(убедительную или нет - другой вопрос).
Разумеется,
после того, как крупная математическая проблема уже решена,
а их в ХХ веке было решено немало, действительно, следует солидно поощрить
автора (если он не откажется), и обычно средства для этого находились. Проблема
с премиями, действительно, есть, математических научных премий должно быть
гораздо больше; к сожалению, сейчас
распределение большинства престижных премий имеет ярко выраженный
дельтаобразный характер. Но это тоже другой вопрос.
В нашем
случае мы имеем дело с априорной и непомерной денежной оценкой решения научной
проблемы. Так ли уж нужно как-то определять их денежный
эквивалент со многими нулями, да и как это сделать? Проблемы Гильберта не
оценивались в миллионах, но их популярность среди действующих математиков
от этого не пострадала. Делать же из серьезных научных
проблем что-то вроде "лото-миллион" или тотализатора
- значит потакать дурному вкусу толпы. В ответ мы и получаем общественный
эффект подстать такой шкале "ценностей". Пропагандировать
науку надо более тонкими средствами, а денежные средства, которых нам действительно
не хватает и которые дальновидные бизнесмены отдают на науку,
надо использовать более эффективно.
Популяризация в широких кругах действительно необходима
математике, но совсем не такого характера, как та, которая
свойственна масс-культуре.
Математике,
действительно, остро необходима серьезная поддержка, в том числе и финансовая,
и куда большая информированность
широкой публики о том, что в ней происходит. В противоположность этому в прессе,
особенно российской, сейчас дискутируется другой
вопрос, нужно ли вообще математическое
образование в современном обществе и сама математика (см. серию публикаций
в www.gazeta.ru).
Как это ни показалось бы странным, тема о "миллионах"
лишь подогревает и направляет в ложном направлении
эти страсти, а положение российских ученых, особенно начинающих, остается
столь же сложным. Clay Foundation ведет успешную и важную работу
по поддержке молодых математиков, проведению научных конференций и др.
и эта работа фонда должна служить примером
для других подобных организаций и частных лиц.
Но я думаю,
что мировое математическое сообщество может и должно найти разумные новые
формы пропаганды (не имеется в виду только популяризация) своей науки в масс-медиа
и в обществе. Нужны новые средства (включающие, конечно,
и денежные) привлечения внимания к математике,
к выдающимся событиям в нашей науке, также как и
достойные способы выражения признания к ее выдающимся
представителям.
Анатолий Вершик
(Будет опубликовано в
"Notices AMS, январь 2007)
Математический Институт Российской Академии
наук
С.-Петербург.
10.10.06.
[1]Одна журналистка спросила меня: "А для того, чтобы получить
миллион, человек должен решить все семь задач или достаточно одной?".