В Санкт-Петербургское Математическое общество
 
 
Уважаемые коллеги!
 
Позвольте мне начать с маленького экскурса в историю. В 1986-м году, как и все советские люди немного ошалевший от перестройки и гласности, я написал примерно на три странички восторженный и весьма наивный опус о том, что совершенно замечательно брать в Америке заказы на коммерческое программирование и выполнять их в России (тогда еще СССР), таким образом поддерживая программистские кадры в России и обеспечивая им должный уровень жизни. Таким образом, писал я, удастся уберечься от способной стать катастрофической утечки мозгов и обеспечить приток денег в Россию, не способную загрузить работой своих талантливых программистов. Мой научный руководитель, человек, которого я очень уважаю и которого я считаю своим Учителем в математике, Юрий Владимирович Матиясевич, тогда помнится потер переносицу, и стараясь не обидеть меня мягко ответил, что это ему напоминает речь Остапа Бендера перед жителями деревни Большие Васюки. И он был совершенно прав. В последующие годы немало компаний, пытающихся построить на этой модели свой бизнес разорились. Потребовалось более десяти-пятнадцати лет упорного труда, чтобы его друг и сокурсник и мой учитель в программировании, Андрей Николаевич Терехов сумел создать бизнес, который устойчиво зарабатывает именно этим способом, равно как и чтобы оффшорное программирование в целом стало одной из немногих отраслей приносящих деньги в Россию (практически единственной, если не считать продажу различного сырья - если не верите, спросите у Игоря Агамирзяна, которого многие из вас знают лично igora@microsoft.com - у него есть конкретные цифры.)
 
То о чем я хочу написать сейчас, тоже может напоминать речь Остапа Бендера, и в некотором смысле она ей и является - это лишь мечта, мечта которая никогда станет ничем больше, если не найдутся в Петербурге люди, готовые вложить в нее десять лет своего труда, энергии, целеустремленности, жизни. Я к сожалению, на эту роль не гожусь, поскольку уже пять лет как живу в США и сейчас нахожусь практически на другом конце Земного шара (11 часов разницы) в пригороде Сиэттла Редмонде. Но изложить идею я могу и, в отличие от Больших Васюков, в Петербурге немало людей способных ее осуществить.
 
Теперь о самой идее. В некоторой степени это не только о математике в Перебурге, но и о физике, инженерных дисциплинах, медицине и даже гуманитарных науках. Математика - это как бы "алмазы короны" науки, составляющей единое целое с ней. В СССР имелся некоторый баланс, при котором талантливые молодые люди сьезжались со всей страны в ленинградские ВУЗы, наиболее талантливые из них оставались в городе, а многие разьезжались по стране, неся ленинградскую школу, присылая своих учеников на стажировки и в аспирантуру, равно как и принося заказы от промышленности, составляя общественное мнение о Петербурге как о центре науки, которые также составляли немаловажную часть обеспечения стабильности сложившегося баланса. Перестройка и сокрушительная победа демократии разрушили гомеостазис этой системы, изменив лежащие под ними общественные отношения. В более статической картине науку можно изобразить растением, вершина которого (элита) видна и впитывает солнечные лучи порождая органические материалы, их которых строится растение - знание, в то время как корни незаметно уходят глубоко в землю, принося воду и минералы - финансирование, общественное мнение, расположение властей, необходимые для функционирования вершины, и одновременно растущие за счет материалов - знаний, предоставляемых вершиной. Корни - это люди окончившие петербургские ВУЗы.
 
В этой аналогии становится видно, что происходит в петербургской наукой. Во-первых, ее корни-люди, уже не достают до "воды", которая ушла глубже и в другие участки, либо вода вокруг них "засолонилась" и не может ее питать (ну какая математика нужна современному российскому торговцу подержанными машинами?) Одновременно, часть этих корней отрубается эмиграцией. Плюс значительно снижается "подлесок" - молодое поколение, которое должно прийти на смену. Спасение науки возможно, как и в случае с растением, если будут разрешены эти проблемы.
 
Конечно, "внедрение" выпускников мат-меха в структуры, обладающие необходимой финансовой мощью и одновременно потребностью в чем-то математическом, представляется весьма проблематичной, поэтому имеет смысл сконцентрироваться на двух других задачах - избавление от потерь, вызванных "утечкой мозгов" и одновременно обеспечение притока молодых кадров.
 
И здесь возникает главный вопрос, на который я хотел бы обратить внимание. Когда выпускник мат-меха или аспиратнтуры ЛОМИ уезжал куда-нибудь в Узбекистан, Уфу, или Красноярск, никто не считал его "потерей" петербургской науки. Потому что впоследствии он снабжал питерцев заказами на "хозрасчетные работы", слал учиться своих учеников и детей и выступал своего рода "послом" петербургской науки. Он был частью тех самых "корней", которые петербургскую науку питали. Что же изменилось? Почему же уехавший в США или Западную Европу считается "потерянным"? Не часть ли это старого мышления, при котором уехавший за рубеж "развитого социализма" вычеркивался "из списков"? Что, петербургская наука неспособна выполнять заказы западных фирм? Или петербургский университет (по понятным причинам, я по-прежнему говорю о нем в единственном числе) не способен учить западную молодежь? Я уверен, что мой сын, если бы он провел первые три года на мат-мехе, получил бы куда лучшее образование, чем когда через несколько лет он сделает то же самое в университете Сиэттла или штата Вашингтон.
 
Да, разумеется, никто "ни с того, ни с сего" не станет присылать в Петербург заказы или студентов. Однако именно тут и возникают те самые "корни", которые по неведомым мне причинам рассматриваются как "отсеченные" и "отрезанный ломоть". Надо только относиться к ним как к корням, а не как к пище. Сорос, являющийся в этом смысле аналогом госбюджетного финансирования, это хорошо, но не надо забывать и об остальном. Спасение петербургской науки и математики в большей открытости миру, ей нужны "корни" не только в бывшем СССР, а на всем Земном Шаре, в существовании в виде виртуальной коммьюнити с невиртуальным ядром (вершиной) в Петербурге, и корнями расползающимися по всему миру. И если мы были способны поддерживать нечто подобное в рамках СССР с тогдашними средствами связи, то с Интернетом это вполне возможно в куда более широких масштабах.
 
Теперь о конкретике.
 
Как отец двух детей, которые уже начинают чувствовать на себе оболванивающее воздействие американской школы, я хотел бы начать с школьного поколения и т.н. "вступительной математики". Представьте себе ЮМШ, имеющей целью подготовку школьников к вступлению в университет плюс "advanced programs" для желающих, нацеленную не только на петербургских школьников, но на весь мир. Это ключевое слово - на весь мир. Забудьте о локальности, лениградец (равно как петербуржец) всегда и везде остается ленинградцем и петербуржцем, куда бы ни забросила его судьба. Возвращаясь к теме, такая "ЮМШ" была бы полезна всем сторонам. Детям она дала бы возможность поднять свое образование до необходимого уровня, родителям этих детей добиться некоторого гарантированного уровня знаний и уверенности в оном, петербургской науке - дать приработок студентам и аспирантам одновременно с распространением и усилением своего реноме в мире. И сделать такое совсем несложно. Можно начать с чего-нибудь типа уже сделанного московским МИФИ. Задания могут доставляться студентам-ученикам при помощи веба и электронной почты, те же средства годятся для проверки знаний, домашних заданий и экзаменов. Поставив плату за обучение для живущих за пределами России вполне можно начать получать и некоторый доход от всей этой деятельности, которые может быть использован для поощрения студентов и аспиратнов, которые будут делать работу по проверке заданий, равно как и преподавателей, которые будут создавать курсы и учебные пособия. Упадок образования на Западе дает уникальный шанс внедриться на этот рынок и стать популярным дополнением школьному обучению во всем мире, заодно с построением устойчивой репутации. Собственно говоря здесь описан вполне реальный бизнес, который может быть совершенно самостоятельным и самоокупаемым при правильной постановке. Но одновременно такой бизнес работал бы и на восстановаление и поддержание петербургской науки и математики в частности, равно как и на рост "корней" в самых разных уголках Земного Шара.
 
В том же направлении возможны и другие начинания, затрагивающие другие возрастные рамки или другие части проблемы в целом. Например, возможно, что имеет смысл подумать об обучении "зарубежных студентов" и в этом нет ничего страшного, если такое обучение будет оплачиваться самими студентами и их родителями. Просто надо не терять голову и не думать "вот приедут, заплатят кучу долларов и будет хорошо" - необходимо понять, кто может приехать, что будет их беспокоить и что может им помешать. Проведенный мною недавно опрос говорит, что более 80 процентов детей русскоязычных работников Майкрософта не хотят возвращаться в Россию, значит если они и приедут учиться, у них будут специфичные потребности, которые не стоит игнорировать. Многие из них еще будут иметь гражданство России - а значит вопрос о военной кафедре и возможном призыве может просто заблокировать саму идею. Имея целью возвращение и, возможно, доучивание в стране их проживания, вопрос о сохранении языка (не русского) также очень важен. Однако, ни та, ни другая проблема неприменима если мы говорим о заочном обучении через Интернет - будь то прямое обучение или просто дополнение к существующему. Это лишь пример того, что хотя проблемы и существуют, они разрешимы, если их видеть и принимать в расчет. Возможно также участие видных деятелей петербургской науки, живущих за рубежом, в обучении осуществляемом в университете - ведь средства мультимедиа дают такие возможности. Простейший пример, "заочные наоборот" курсы, где физически отсутствует не студент, а предподаватель, который общается со студентом через видеолекции и Интернет. Думаете такое невозможно? Отнюдь...
 
Есть и другие идеи, но о них имеет смысл говорить только при одном условии - что будет осуществлен подход к науке как живой системе, в рамках "лечения" которой и будут проводиться различные начинания, типа описанных выше.
 
С уважением и пожеланиями успехов в нелегком деле спасения петербургской математики,
Элдар Мусаев
к.ф.-м.н., доцент
MSXML group, program manager, Microsoft Corp.
Mail for Eldar Musaev