Письмо профессора О.Виро (Швеция)

В России любят использовать Швецию в качестве образца. В лучшем случае, по причине неполной осведомлённости. В действительности, эта страна сильно отличается от своего образа в народном российском сознании. К сожалению, чудес не бывает, в особенности, чудес социалистических. В Швеции традиционно заботятся о внешней благопристойности, и вы не сразу узнаете, что приёма врача-специалиста здесь придётся ждать больше года, а недельная нагрузка лектора-математика в университете -- 18 часов.

1. Система образования в Швеции, где я живу и работаю с 1994 года, деградирует на глазах. Она далеко ушла в том самом направлении, куда реформаторы толкают российское образование. Мракобесие, о котором пишет Арнольд, давно торжествует в шведской школе, причём программы выглядят не так уж плохо: они просто очень гибки. В гимназии, например, имеется несколько уровней изучения математики, от А до Е, и хотя даже Е по нашим меркам слабоват, всё же кое-какой математике по ней должны бы научить. Вот только можно математике и не учиться вовсе, а во многих гимназиях математику и не преподают.

2. Экзамены доставляют один из наиболее эффективных способов развалить образование. Формальная цель всего обучения в средней школе -- подготовить к выпускным экзаменам и к поступлению в вуз. Замените эту цель, и образование устремится к новым рубежам.

Швеция здесь ушла далеко вперёд. Уже давно нет вступительных экзаменов. А теперь вот уже обсуждается и отмена выпускных. Что ещё хотят российские реформаторы? "Предусмотреть безотметочную систему обучения" -- в шведских школах запрещено ставить оценки до 8-го класса, а скоро и выпускных экзаменов не станет! "Оценивать не учеников, а коллективы" -- бригадный метод практикуется не только в шведских школах, но и в университетах. Приём в университеты осуществляется на базе некой общей интегральной оценки, независимо от специальности. Это ли не "отказ от сциентистского и предметоцентристского подходов". Экзамены по математике в университете все письменные, состоящие в основном из стандартных задач. Поэтому студенты теорию не учат. Доказательств нет в средней школе, нет их и на первых двух-трёх курсах университета.

3. Так может быть, так и надо? Зачем омрачать счастливое детство учёбой? Делает ли расслабленное образование детство счастливым?

По моим наблюдениям шведские студенты гораздо менее уверены в себе, чем русские. Их так берегут в школе, что они совсем не знают, на что способны.

Снижение уровня требований в университетах не может поспеть за снижением уровня подготовки. Поэтому отсев на первых курсах растёт. Сейчас в Уппсале 40-50% студентов не могут сдать математические экзамены первого курса.

Студенты, оказавшиеся способными преодолеть этот барьер и даже защитить диссертации, всё же в среднем слишком много усилий тратят на заполнение пробелов, оставленных школой. Они, как правило, уступают более образованным иностранцам.

Конкурсы на замещение преподавательских вакансий в университетах проводятся открыто и судятся более-менее справедливо на основе научных заслуг. Подают на них заявления и шведы, и иностранцы, а вот выигрывают всё чаще иностранцы. В частности, русские.

Чтобы не быть голословным, приведу пример. В прошлом году я участвовал в качестве эксперта в заполнении 3-х лекторских вакансий в КТХ (высшая королевская техническая школа в Стокгольме). В конкурсе участвовали 32 кандидата. Не помню, сколько из них было шведов. В коротком листе, в котором было 16 кандидатов, осталось только 4 шведа. Победители: немец и двое русских. Институт выделил два дополнительных места. Их получили итальянка и русский.

Очень способные люди есть везде, и они способны на чудеса. Каждый успешный молодой шведский математик заслуживает восхищения, к которому примешивается сожаление: вот бы ему хорошую школу. Такие чувства вызывают и многие студенты в России, но российская школа пока лучше.

4. Насколько мне известно, репетиторов, как явления, в Швеции нет. А жаль! Репетиторы доделывают то, что не смогла сделать школа. Отсутствие репетиторов объясняется не высоким качеством школы или экзаменов, а формальной ненужностью знаний.

Если ставить целью борьбу с репетиторством, то отмена экзаменов -- сильное средство. В проектах реформ, правда, речь идёт о замене экзаменов тестами, что подразумевает вытеснение настоящих репетиторов лицами, точно осведомлёнными о содержании грядущих тестов. Так что, в духе времени, речь идёт скорее о "перераспределении финансовых потоков". Однако главный долговременный эффект от замены экзаменов тестами -- дезориентация школы и последующее оглупление нации.

5. В значительной мере положение в шведской системе образования обусловлено нелюбовью властей (правительства социал-демократов) к образованию. Власти бьют систему образования со всех сторон изобретательно и эффективно, выходя далеко за пределы намёток российских реформ. О планируемой отмене выпускных экзаменов в гимназиях я уже упоминал. А вот другой пример: недавно профессиональная подготовка учителей была опять сокращена: объём университетской подготовки будущих учителей гимназий (последние 3 класса перед университетом) довели до объёма подготовки учителей начальной школы. Это значительно меньше того, что должны изучать прочие студенты университетов. Поэтому на педагогических отделениях университетов огромный недобор -- никто не хочет получать образование, не дающее права заниматься ничем кроме преподавания в школе.

В обществе зреет протест против падения образования (которое можно было бы вполне назвать свободным, если бы оно не направлялось правительством). Образуются частные школы. Беда в том, что это уже поздновато. Уже выросли целые поколения, тщательно оберегаемые и от знаний и усилий по овладению знаниями.

Чем объяснить нелюбовь шведских властей к образованию? Не знаю. Можно вспомнить, конечно, что, в отличие от, скажем, французской элиты, представители шведской правящей элиты обучались не в Гран Эколях, а в партшколах социалистической партии. Но ведь и во Франции образование не на подъёме (хотя до шведских успехов там ещё далеко), а послевоенная советская средняя школа, если исключить из рассмотрения предметы, изуродованные по идеологическим соображениям, была вполне приличной.

В более бедной России тяга народа к знаниям, желание дать детям хорошее образование распространены много больше, чем на Западе. Сопротивление реформам на всех уровнях будет сильнее. России нелегко догнать западные страны, вроде Швеции, в области образования. Да и стоит ли стараться? Ущерб от каждой реформы образования будет подрывать один из самых важных национальных рессурсов России.

Oleg Viro
Uppsala universitet
Matematiska institutionen

E-mail: oleg@math.uu.se
URL: http://www.math.uu.se/~oleg